Специальный Отряд Особого Назначения
Пятница, 29.03.2024, 20:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню

Быстрая связь
200

Наш опрос
Оцените мой сайт

Всего ответов: 15

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Апрель » 10 » Советские танки САУ "СУ-14" и "С-51"
13:42
Советские танки САУ "СУ-14" и "С-51"
Самоходная артиллерийская установка Су-14

ТТХ:
Боевая масса, т - 64
Экипаж, чел. - 7
Скорость максимальная, км/ч - 22

Силовая установка
Модель - М-14Ф
Мощность, л.с. - 680

Вооружение
Пушка
Калибр, мм - 152
Модель - Бр-2
Пулемет
Калибр, мм - 7,62
Модель - ДТ

Вы когда ни будь задавали себе вопрос – почему в начале войны у СССР практически не было самоходных артиллерийских установок? Ответ, до банальности, прост. Дело в том, что в ходе чисток 1937 года, по доносу, был расстрелян главный конструктор советских предвоенных САУ и танковых артсистем Сячентов, и доводить до ума все предвоенные разработки было просто некому.

Оценить талант этого человека сегодня очень тяжело. Но возможно он был, не менее, а то и более, талантлив чем знаменитый Грабин. Ведь он участвовал в разработке не только артустановок но и танков под них. Что и говорить, если мощнейшая 152 мм пушка Бр-2 без этого человека так и не была доведена до ума. А ведь ещё в далёком 1937 году было принято решение о серийном производстве САУ с этими орудиями.

Как не крути, но если представить, что П.И.Сячентов, не был бы репрессирован, то советские танковые войска в 1941 году выглядели бы совсем иначе. А точнее, были бы на много сильней.
$IMAGE2$

Кстати, имя этого человека, сегодня, основательно забыто. В сети мне не удалось найти не только статьи о нём, но даже его фотографии.

Одной из ярчайших страниц работы деятельности этого выдающегося конструктора была самоходка Су-14. Машина, по своим ТТХ, на много опережала своё время. Она была бы очень уместна не только в самом начале войны, но даже и в самом её конце. Так как за всю Великую Отечественную Войну в СССР мощней её ничего построено так и не было. Вы помните кадры кинохроники со штурма Берлина, когда пушки особой мощности стреляли прямой наводкой прямо с улиц германской столицы. Так вот, был бы Сячентов жив, все бы они базировались на самоходном шасси.
$IMAGE3$

История этой самоходки началась в 1933 году на заводе Спецмаштреста имени Кирова, больше известного как завод № 185. В этом году под руководством П.И.Сячентова началось проектирование самоходной установки для тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). В июле следующего года опытный образец, получивший индекс СУ-14, был построен.

Корпус машины изготавливался из катаных броневых листов толщиной 10 — 20 мм, соединявшихся между собой сваркой и клепкой. Впереди слева по ходу машины находилось место механика-водителя. Остальные шесть членов экипажа располагались в кормовой части на трех съемных скамьях.
$IMAGE4$

Вооружение СУ-14 состояло из 203-мм гаубицы Б-4 обр. 1931 года с верхним станком, подъемным и поворотным механизмами. Вспомогательное вооружение — три 7,62-мм пулемета ДТ, которые могли размещаться в шести бугельных установках (по три на борт). Кроме того, для одного пулемета ДТ был предусмотрен вертлюг для зенитной стрельбы, расположенный справа в передней части палубы САУ. Возимый боекомплект состоял из восьми, выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов к пулеметам ДТ. Для загрузки боеприпасов (масса снаряда составляла около 114 кг) в кормовой части самоходки имелись две лебедки грузоподъемностью 200 кг. При стрельбе машина опиралась на два сошника, имевших ручной и электрический приводы гидроцилиндров.

На СУ-14 устанавливались двигатель М-17 мощностью 500 л.с. и трансмиссия, представлявшая собой конгломерат агрегатов танков Т-28 и Т-35. Главный и бортовые фрикционы с плавающими ленточными тормозами были заимствованы у танка Т-35, а пятискоростная коробка передач и бортовые передачи — у Т-28.

Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса, шести поддерживающих катков, четырех двухкатковых тележек с неразъемными балансирами и подвеской на вертикальных спиральных пружинах. Подвеска имела механизм выключения для ее разгрузки при стрельбе. Узлы ходовой части заимствованы у тяжелого танка Т-35.

В начале 1935 года была проведена модернизация установки, сводившаяся в основном к более широкому использованию агрегатов оригинальной конструкции, заимствованных у Т-35, или взамен агрегатов Т-28.
$IMAGE5$

С 5 апреля по 24 августа 1935 года испытательно-сборочным цехом Опытного завода проводились специальные заводские испытания модернизированного образца СУ-14. Машина прошла более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие боевые и ходовые качества.

Используя опыт, полученный при работе над СУ-14, конструкторский отдел Опытного завода разработал чертежи для постройки эталонного образца самоходной установки СУ-14-1, который был изготовлен в начале 1936 года. Он имел улучшенную конструкцию коробки передач, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач. К тому же, на СУ-14-1 были разнесены в стороны от кабины водителя выхлопные трубы, усовершенствованы опорные сошники, убран механизм выключения подвески при стрельбе, испытания которого на СУ-14 выявили его ненужность. Машина получила форсированный до 700 л.с. двигатель М-17Ф, позволявший «самоходу» массой 48 т развивать скорость 30 км/ч.

Эталонный образец СУ-14-1 испытывался пробегом с апреля по сентябрь 1936 года (пройдено около 800 км) и стрельбой на НИАПе (с 28 апреля по 11 мая того же года). По результатам стрельб, на СУ-14 и СУ-14-1 203-мм гаубицы Б-4 были заменены на 152-мм пушки большой мощности У-30 и Бр-2 соответственно. По сравнению с Б-4, последние имели большую дальность стрельбы и лучшую баллистику.

Планом на 1937 год предусматривалось изготовление установочной партии из пяти машин СУ-14-Бр-2 (СУ-14-1 со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 года предполагалось наладить их серийный выпуск. Но после того как в 1937 году был арестован, а затем расстрелян П.И.Сячентов — главный конструктор СУ-14, все работы по этим машинам прекратили. Два имевшихся образца передали на хранение военному складу № 37 в Москве.

Об этих «самоходках» вспомнили в декабре 1939 года при штурме «Линии Маннергейма». Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Предполагалось, что бронированные самоходки смогут подходить к финским дотам на 1,5 — 2 км и прямой наводкой расстреливать их.

В конце января 1940 года машины прибыли из Москвы на завод № 185, но работы по их дополнительному бронированию затянулись — броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировку машин завершили лишь к 20 марта 1940 года, когда боевые действия уже закончились. У «самоходок», получивших дополнительную броню толщиной 30 — 50 мм, масса возросла до 64 т.

При этом на каждой машине было полностью забронировано боевое отделение и усилена защита корпуса. Соединение броневых листов производилось сваркой, заклепками, гужонами и болтами. Наблюдение за полем боя осуществлялось через два перископических прибора ПТ-1, установленных на крыше рубки.

Боекомплект установки состоял из 16 артвыстрелов раздельного заряжания и 2655 (СУ-14) или 2835 (СУ-14-1) патронов к пулеметам ДТ.

В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-1 проходили испытания стрельбой на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева испытывались в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 года обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 года, при подходе немцев к Кубинке, обе самоходки в составе «Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения» использовались для стрельбы с дальних дистанций.

До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась СУ-14-1, а СУ-14 в 1960-е годы была разрезана на металл.

Хочется отметить, что одной из целей создания серии этих САУ было получение мобильных батарей береговой обороны. Эти попытки не прекращались и в будущем, вплоть до появления противокорабельных ракет. Одним из примером работы такого рода, была САУ - Объект 212А, всё с той же пушкой Бр-2. Но он так же не был реализован, в большей степени из-за того что это орудие было слишком ненадёжным.

------------------------------------------------------------------------
Самоходная артиллерийская установка С-51
$IMAGE6$

С-51 — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. Эта боевая машина была разработана осенью 1943 года на базе тяжёлого танка КВ-1с Центральным Артиллерийским Конструкторским Бюро (ЦАКБ) под руководством Василия Гавриловича Грабина. Буква С в названии САУ по принятой тогда системе обозначений соответствовала разработкам ЦАКБ, а индекс 51 являлся порядковым номером проекта. Установка С-51 в целом успешно прошла полигонные испытания, но на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии не принималась и серийно не производилась.

История создания

Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в конце 1942 года показал необходимость её оснащения мобильной артиллерией особой мощности. Против мощных ДОТов и укреплённых зданий в городских боях иной раз было недостаточно даже огневой мощи буксируемой и самоходной артиллерии калибра 152,4 мм. Для решения такого рода задач на вооружении РККА находилась буксируемая 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), однако её выдвижение на дистанцию огня прямой наводкой представляло собой немалый риск для расчёта, тягача и самого орудия. Кроме того, низкая скорость транспортировки гаубицы Б-4 на марше не позволяла использовать её возможности во время быстрых и глубоких ударов вглубь обороны противника. Поэтому ещё в начале 1942 года был выполнен эскизный проект У-19 по размещению гаубицы Б-4 на полностью бронированной САУ класса штурмовых орудий на базе тяжёлого танка КВ-1. Однако проектная масса превысила 60 т, что для и без того перегруженной и ненадёжной трансмиссии КВ-1 было бы непосильной ношей. Вторым ограничением такой САУ был малый угол возвышения гаубицы, не позволяющий использовать её возможности по навесному огню и дальней стрельбе с закрытых позиций.

Поэтому осенью 1943 года ЦАКБ спроектировало и построило вооружённую гаубицей Б-4 САУ открытого типа, которая при приемлемой массе обладала неплохой мобильностью и маневренностью. Испытания новой САУ, получившей обозначение С-51, проходили на Гороховецком артиллерийском полигоне в марте — апреле 1944 года. Установка С-51 прошла 115 км и сделала 209 выстрелов, по результатам которых она рекомендовалась для принятия на вооружение Красной Армии при устранении выявленных недостатков. К последним относились большой откат САУ при выстреле и сбивание наводки, особенно при малых углах возвышения. Также из-за смещения установки во время выстрела рассеивание снарядов получалось довольно большим. Также члены компетентной комиссии отметили «удовлетворительную работу и прочность агрегатов орудия» и ходовой части, но с оговоркой в адрес «трансмиссионной группы, которая во время испытания имела ряд дефектов, обусловленных её плохим техническим состоянием и изношенностью деталей». Отмеченные недостатки по мнению испытателей можно было бы устранить «путём постановки сошников в задней части корпуса самохода, как это было сделано на 203-мм самоходной установке СУ-14...».

Также в монографии М. Коломийца, посвящённой танку КВ, упоминается аналогичная по конструкции установка со 152,4-мм пушкой Бр-2, которая прошла в июле 1944 года испытания под Ленинградом и постановка вопроса о серийном производстве таких САУ на базе танков ИС осенью того же года. Однако этого так и не было сделано, а эксперименты с САУ такого типа были продолжены уже после войны в рамках создания крупнокалиберной артиллерии, способной стрелять снарядами с ядерной взрывчаткой. Серийной советской САУ такого типа стала уже современная 2С5 «Гиацинт».
$IMAGE7$

Описание конструкции

С-51 являлась установкой открытого типа — полностью бронированный корпус САУ был самодвижущимся лафетом для открыто установленной на его крыше тяжёлой гаубицы Б-4.

Броневой корпус и рубка

Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60 и 30 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части корпуса устанавливались под рациональными углами наклона. Внутри носовой части корпуса под орудийной установкой располагались механик-водитель, боекомплект и его подносчики, остальные члены расчёта находились снаружи бронекорпуса. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение

С-51 вооружалась доработанной гаубицей Б-4 калибра 203 мм. Орудие монтировалось в открытую на крыше бронекорпуса и имело вертикальные углы наводки от 0° до +60°, сектор горизонтальной наводки составлял 40°. Высота линии огня составляла 2,795 м; дальность прямого выстрела — 1070 м по цели высотой 3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 6,9 км, наибольшая дальность стрельбы — 18,26 км. Выстрел производился посредством ручного механического спуска. Орудие Б-4 оснащалось поршневым затвором, скорость огня составляла 1 выстрел за 1,25—2,5 минуты. В боевом положении расчёт орудия прикрывался массивными броневыми щитами по обе стороны от орудия, на марше щиты убирались, а ствол гаубицы оттягивался назад в походное положение.

Боекомплект орудия составлял 12 выстрелов раздельного картузного заряжания. Снаряды и заряды укладывались в бронекорпусе установки, также была обеспечена возможность их подачи с грунта. САУ С-51 могла стрелять всем ассортиментом боеприпасов буксируемой гаубицы Б-4, включающим фугасные и бетонобойные снаряды массой 100 кг. Фугасные снаряды Ф-625, Ф-625Д и Ф-623 выстреливались со скоростью 575 м/с на полном заряде, бетонобойные снаряды Г-620 и Г-620Т — до 600—607 м/с.

Двигатель

С-51 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. Топливные баки объёмом 600—615 л располагались внутри броневого корпуса САУ в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении.

Трансмиссия

Самоходно-артиллерийская установка С-51 оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:
многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
два бортовых планетарных редуктора.

Все приводы управления трансмиссией — механические. Ненадёжная работа трансмиссионной группы самоходной установки была особо отмечена во время её испытаний. Этот факт послужил ещё одним подтверждением тезиса о том, что дефекты трансмиссии были одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе.

Ходовая часть

Ходовая часть САУ С-51 была идентична таковой на танке КВ-1с. Подвеска машины — индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра (600 мм) по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 608 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в самоходке С-51 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:
наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
наружный звуковой сигнал;
контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы

Рабочее место механика-водителя С-51 оснащалось смотровым прибором, для ведения огня использовался штатный панорамный прицел буксируемой гаубицы Б-4.

Средства связи

В доступной литературе информация об оснащении С-51 средствами связи отсутствует.
$IMAGE8$

Просмотров: 9249 | Добавил: OPEXA | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Мир LineAge2
  • Электронный кошелек и почта "2 в 1"
  • Официальный сайт World of Tanks

  • Copyright MyCorp © 2024